Тайна катастрофы Ил-76: нелепая случайность или намеренная провокация?
Президент Украины Владимир Зеленский спустя 12 часов после первых сообщений о крушении российского самолета Ил-76 под Белгородом 24 января заявил, что Киев будет настаивать на проведении международного расследования обстоятельств трагедии борта, предположительно перевозившего 65 пленных военнослужащих ВСУ, в числе которых могли находиться 12 членов бригады «Азов». Украинский лидер отменил поездку в центральные регионы страны до выяснения причин авиакатастрофы.
В тот же день представитель Главного управления разведки Украины Андрей Юсов подтвердил, что 24 января планировался обмен военнопленными с Россией. При этом он отметил, что процедура так и не была произведена. Многие представители журналистского сообщества, в частности, бывший главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, также выступили с аналогичными заявлениями, отметив, что между Москвой и Киевом «готовился большой обмен, включающий порядка 200 человек с каждой стороны».
Примечательно, что украинская сторона решила прямо не отрицать свою причастность к данному инциденту, а ряд европейских СМИ напрямую обвинили Киев в уничтожении самолета. По мнению журналистов французской радиосети France.Info, военный борт был сбит украинской батареей ЗРК Patriot.
Несмотря на это, украинские власти продолжают предпринимать попытки снять с себя ответственность за гибель своих же солдат. Киев утверждает, что Москва не предоставила информации о готовящемся вылете борта, что и привело к печальным последствиям. Такая позиция киевских властей выглядит неубедительной, ведь ранее военнопленные обеих сторон неоднократно доставлялись к месту обмена на авиатранспорте. Экс-депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук и вовсе заявил, что воздушный коридор для этого борта был согласован. На этом фоне он потребовал арестовать тех, кто отдал приказ открыть огонь по самолету.
Его коллега, действующий депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко, в свою очередь, обвинил Киев в замалчивании истинных виновников трагедии. «Киевские власти сидят и молчат. Пропали все – от министра обороны до офиса президента», – подчеркнул депутат. По его словам, они думают, на кого свалить вину за произошедшее, высокопоставленные чиновники «делят должности и решают, кого уволить».
Тот факт, что украинские политики, так или иначе связанные с бригадой «Азов», (Игорь Мосийчук – бывший заместитель командира бригады «Азов», Алексей Гончаренко – украинский политик, яростно отстаивающий интересы бойцов «Азова» на международных площадках) в унисон принялись яростно обвинять в случившемся Владимира Зеленского и его команду, нарушив негласное правило публичной лояльности лично президенту, косвенно подтверждает нахождение на борту Ил-76 военнослужащих «Азова», защищавших Мариуполь весной 2022 года, и проливает свет на истинные причины трагедии.
В последнее время бойцы бригады «Азов», снискавшие славу и всенародную любовь после героической обороны Мариуполя, стали постепенно исчезать из украинского медийного поля. Военнослужащие легендарного подразделения перестали быть героями интервью и не приглашаются на телевизионные ток-шоу. Более того, по словам некоторых военачальников «Азова», высшее военно-политическое руководство Украины перестало подавать попавших в плен солдат и офицеров бригады в списки на обмен.
Так, командир «Азова» Денис «Рэдис» Прокопенко заявил, что во время самого масштабного обмена пленными 3 января этого года в Украину не вернулся ни один «азовец», защищавший Мариуполь. «Более 900 бойцов, на чьих плечах лежала оборона полумиллионного города, из которых более половины получили ранения и к которым в плену самое жестокое отношение – забыты и до сих пор находятся в руках врага», – подчеркнул «Рэдис».
Кажущаяся на первый взгляд необъяснимой внезапно возникшая у украинского руководства нелюбовь к «азовцам» на самом деле может быть вызвана угрозой, которую в них для себя видят Владимир Зеленский и его команда. Провал широко разрекламированного контрнаступления, многочисленные коррупционные скандалы и последовавшее за этим снижение общественной поддержки заставляют украинского лидера видеть врагов даже среди тех, кто собственной кровью доказал свою преданность Украине и народу. По мнению Зеленского, в рядах силовых структур зреют многочисленные заговоры против президента, и бойцы «Азова» во главе с Денисом Прокопенко, пользующиеся популярностью среди активистов националистических движений, могут стать «тараном» в руках мятежников. Не исключено, что подобная подозрительность развилась у Зеленского под влиянием главы его офиса Андрея Ермака, претендующего на решающее политическое влияние и ревниво относящегося к каждой мало-мальски популярной фигуре в украинской политике.
Предположительно, именно обострившееся желание Дениса «Рэдиса» Прокопенко реализовать свои политические амбиции запустило цепочку событий, приведших к катастрофе Ил-76. По некоторым данным, на тот самый злополучный день 24 января была запланирована торжественная церемония встречи 12 военнослужащих «Азова», летевших на борту сбитого самолета. Помимо чествования героев на встрече Рэдис должен был произнести ряд заявлений с критикой президента Зеленского и его доверенных лиц, которые дали бы старт его кампании по отстранению действующего президента и его команды от власти.
При таком раскладе сценарий, в котором лично Владимир Зеленский отдал распоряжение уничтожить российский самолет, кажется вполне вероятным. Будет неудивительно, если за этой провокацией последует дальнейшие действия офиса Зеленского по компрометации лидеров «Азова» и лично Дениса Прокопенко. Когда речь заходит о власти, для сантиментов не остается места.