Российская армия вкатилась в Грузию, не встретив никакого сопротивления в 2008 году. Бежали совершенно безоглядно, бросая военную технику по дороге. Грузинская армия бежала из Абхазии от абхазских формирований в 1993 году.
27 июля 1993 года грузины и абхазы при посредредничестве России подписали договор о прекращении огня и разведении войск. Это было заранее прогрышный вариант для Грузии, потому что грузины выводили бронетехнику в Поти, за 200 км от Сухуми, войска - тех кто из центральной Грузии - они возвращались домой, теже кто был местный житель - сдавали автоматы наблюдателям от России; абхазы же отводили технику в Новый Афон (в 30км от Сухуми), затворы от них сдавали российским военным (ха-ха-ха), боевиков из России вывозили по домам. Контроль за всем этим был возложен на Россию, на тех самых людей, которые всю войну помогали абхазам и которые сами бомбили жилые кварталы Сухуми.
Само собой никакие боевики не уехали, а наоборот прибыли новые. Затворы от орудий никто не забирал у абхазов, может просто снимали и держали рядом с техникой. Абхазы активно тренировались и проводили учения. Это мы узнали намного позже, когда было уже поздно...
Грузины же полностью выполнили свои обязателсьва, наши даже заплатили деньги Россие, чтоб она кораблями вывезла нашу технику в Поти. Население сдало автоматы, и хотя никто не доверял России - другого выхода не было, иначе бы нас обвинили в срыве договоренностей.
В городе началась мирная жизнь...
Последнее перемирие перед взятием Сухуми
Подписание 27 июля 1993 года договора об прекращении огня между грузинами и абхазами, при посредничестве России должно было вернуть мир в этот красивейший уголок планеты. Грузины поверили в этот договор, а так же в заверения российский политиков, которые гарантировали выполнение этого договора. По договору грузинская сторона должна была вывести войска и тяжелую технику (которая так мешала абхазам взять Сухуми) за пределы Абхазской автономной республики, абхазы же должны были отвезти свои войска на 30 км от линии разграничения, отдать затворы от орудий россйским наблюдателям, а так же вывезти из Абхазии всех северо-кавказских добровольцев и наемников из России.
Перестрелки прекратились, последней жертвой стал сухумский русский парень, который воевал на наешй стороне, и с которым я познакомился уже в Тбилиси. Он подорвался на русской мине у села Шрома. Ему оторвало ногу, и его увезли в Тбилиси на лечение.
В остальном все было тихо. Люди боялись надеятся, но всеже постепенно начали возвращатся домой. Началось постепенно восстановление домов, поврежденных войной. В добавок, тогдашний президент Эдуард Шеварднадзе, который будет гореть в аду за развязываение войны, добавил к своим грехам еще один. Он объявил, что 1 сентября начнется новый учебный год, и кто не приедет в Сухуми - будет отчислен. Тысячи людей, которые увезли своих детей подальше от бомбежек в центральную Грузию, вернулись привезя с собой все свое движимое имущество.
Начали в полную силу работать все учереждения, школы и институты. На улицах появились играющие детишки, этого зрелища мы были лишины целый год. Люди своими силами вставляли окна, ремонтировали свои дома. Моя мать заготовила кажется тонну компотов и консервов на зиму. Подошел период сбора винограда. Деревья принесли небывалый урожай, ветки просто ломились от плодов.
Тем временем грузины выводили войска. Те из военослужащих, которые были из центральной Грузии со своим вооружение уезжали домой. Те которые были местными жителями - просто сдавали свое оружие русским десантникам, которые были наблюдателями в районе размежевания. Тяжелую технику грузины решили вывести кораблями в Поти, для этого зафрахтовали несколько больших десантных кораблей у России, тем самым оголив свои позиции за свой счет. Были разминированы все подходы к Сухуми, стороны обязались предоставить друг другу карты минных полей, но как оказалось ни у грузин, ни у абхазов их не было.
МЧС России решил оказать помошь Очамчирскому району, а точнее городу Ткварчели. Сотни грузовиков, груженный как мы думали мукой и сахаром проехали через Сухуми в направлении Ткварчели без всякого досмотра. Это была еще одна ошибка нашего руководства. Под мукой лежали сотни ракет "Градов" и снарядов для танков и пушек, автоматы, гранатометы, патроны. Все это очень усилило Восточный фронт абхазов. Большинство сопровождающих этот груз десантников остались в Ткварчели "для охраны груза", а фактически для подготовки штурма Сухуми с тыла.
Даже во время перемирия мы не ходили купатся в море, потому что большое колличество трупов оказалось на дне моря, в потопленных абхазских десантных кораблях, и часто эти утопленники, часто приднестровцы, выплывали на поверхность... Вид не из лучших...
14 сентября мой сосед завез машину отрубей, для кормежки домашней птицы. Мы как соседи решили помочь ему, разгрузили ее, выпачкались как поросята, и решили поехать на реку Келасури выкупатся. Это было последнее мое купание в Абхазии...
16 сентября нам в ГИСХе (Грузинском Институте Субтропического Хозяйства) обещали стипендию за весь прошедший год. Предстваляете как я ждал свою первую в жизни стипендию...
Апокалипсис сегодня или последний штурм Сухуми
Итак наступил решаюший для судьбы Грузии день, 16 сентября 1993 года. Абхазские формирования дождавшись, когда последний грузинский танк покинет Сухуми, в очередной, но не в последний раз нарушили соглашения об прекращении войны, Россия же в очередной раз поддержала Абхазию против Грузии.
Утром 16 сентября мы встали как обычно, я стал собиратся в университет, ждал стипендию... Вдруг со стороны Келасури (восток Сухуми) стали доносится звуки разрывов. За год войны слух был натренирован на отличие этих звуков от всех остальных, и ошибится было нельзя. Это означало только одно - опять началась война. Мы бросились к телевизору, как раз шли московские новости. Москва сухо сообщала, что абхазы, нарушив соглашение о перемирии начали штурм Сухуми и что к ним будут применены санкции. Сразу же вспомнилось сообщение наблюдателей от миротворцев, что недалеко от Сухуми был обнаружена абхазская установка Град и взвод пехотинцев ее охраняющих. Они отказались давать коментарии, почему находятся на позициях, и отказались эти позиции оставлять. Сегодня должен был решится их вопрос. И вот, они сегодня пошли в атаку. Мы ждали новостей Сухумского телевидения. Как только оно включилось погас свет во всем Сухуми - это абхазы взорвали все опоры ЛЭП в Очамчирском районе (после войны они их восстанавливали целый год). Мы оказались в информационном вакууме. Сухуми оказался в полной блокаде.
Началась массированная бомбардировка Сухуми, город обстреливали из всех видов тяжелого оружия. С нашей же стороны тяжелого вооружения вообще не было, все танки и пушки были вывезены далеко в Поти, за 200 км от Сухуми. Большинство автоматов были сданы, оружие осталось только у полицейских, да и у них было мало патронов.
Появились первые беженцы, кто на машинах, кто на тракторах, кто пешком - они бежали из сел и деревень вокруг Сухуми к центру города. Они рассказывали, как утром абхазы врывались в села, расстреливали молодых мужчин, захватывали заложников. Пронеслось известие о том, что в селе Ахалдаба, восточнее Сухуми в заложники попали около 300 мирных жителей, в основном женщин и детей. Абхазы заявили, что если грузины попытаются открыть дорогу на Сухуми - эти заложники будут убиты, и хотя дорога так и не была открыта грузинами, все эти заложники были мученически убиты...
http://cyxymu.livejournal.com/15760.html
то, что 888 не переросла в полномасштабную войну, доказывает то, что Грузия воевать с РФ не собиралась, боевые задачи по уничтожению российских войск не ставились, а армия не бежала а выполняла приказ о концентрации сил для защиты Тбилиси.
техника была брошена или по неисправности или из за отсутствия топлива и невозможности дозаправки в виду господства в воздухе российских ВВС.