Сегодня 110-я годовщин памяти адмирала С.О. Макарова, на редкость рельефного русского человека, флотоводца, ученого. Откройте его "Рассуждения по вопроса морской тактики". Лишь на первый взгляд этот его основной труд - сугубо технический. Это поэма!..
Из главы "О военно-морской педагогике".
"Военная доблесть в народе.
Никто не может быть пророком в политике, но было бы неосторожно думать, что великое переселение народов более не повторится, а если начнется движение желтой расы с востока на запад, то мы первые должны будем своей грудью остановить этот поток. Благоразумие требует готовиться к таким событиям, и эти приготовления не могут принести никакого вреда; они лишь внесут в массу то, чего так много было у римлян во времена их владычества и отсутствие чего повело к падению этой всемирной империи.Не моему слабому голосу защищать эти великие принципы, и в сущности мы не в праве бросить упрек русской женщине в ее неумении воспитать доблестного человека. Прибывающие к нам ежегодно новобранцы могут служить живым доказательством того, что русская женщина дает в ряды армии и флота материал, вполне годный для войны; люди эти приучены к труду, выносливости и послушанию; они безропотны и нетребовательны — лучшего желать трудно.
В семье простонародья есть дисциплина и уважение к родительской власти. Мать говорит сыну, что он должен расти и крепнуть, чтобы под старость кормить своих родителей, и таким образом ребенок с колыбели приучается к сознанию лежащего на нем долга.
Нам могут сказать, что в семье простонародья, из которого выходит преобладающая часть новобранцев, меньше всего думают о системе воспитания и что это делается бессознательно. Но если даже женщина в семье простонародья и делает свое дело по отношению к государству бессознательно, то заслуга ее от этого не уменьшается, и, разумеется, она стоит выше тех некоторых женщин среднего класса, которые, имея возможность сознательно отнестись к делу, дают государству хворых здоровьем и разбитых нравственно молодых людей, которые, не будучи способны ни на какое дело, являются лишь излишним бременем для общества, а иногда и источником расхода для государства.
Влияние народных сказок. Мы думаем, — никто не будет отрицать того факта, что обстановка и рассказы в детстве оставляют следы на всю жизнь человека. Пушкин говорил, что первая искра поэзии запала в его душу из сказок его няни. В недавнее время народные сказки и былины стали бережно собирать, и весь Петербург слушал этих сказателей и сказательниц былин. На редком из кораблей не найдется сказочника, который в течение трехлетнего дальнего плавания почти ежедневно рассказывает своим товарищам все новые и новые сказки. Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе на нравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не выводились.
Школьное образование или обучение на деле. Из семьи молодой человек, желающий быть офицером, должен поступать в корпус, и годы, которые он проведет в учебном заведении, имеют огромное значение на большую или меньшую пригодность офицера к войне. По отношению к школьному образованию заслуживает внимания драгомировский вопрос: чему следует не учить? Нужно быть Драгомировым, чтобы поставить этот вопрос, но мы полагаем, что всякий дюжинный человек поймет его важность. Все преподаватели склонны расширять свои курсы, и нужно, чтобы чья-нибудь сдерживающая рука клала свое veto, чтобы учителя не давали длинных объяснений тем предметам, которые на практике, в плавании, во сто раз легче усвоить, чем по книгам и чертежам. Надо учить в школе лишь тому, чему неудобно учиться на службе.
Могут быть однако же две системы образования — одна школьная, а другая на деле...
Осмотрев однажды один из учебных кораблей и увидев полную систематичность в занятиях, распределении времени и пр., я невольно задался потом мыслью — не убивается ли в молодом человеке систематично (этим систематичным путем) дух смелости и решительности. Не ведет ли вся эта система к тому, что у юношей невольно является робость и опасение отступать от рутины? Даже позднее оставление в школе влияет на молодого человека неблагоприятно. Если 22-летнего юношу держать взаперти как ученика, то он потом долго еще и в жизни будет робким учеником, а не смелым деловым человеком.
Заключение. Все вышесказанное приводит нас к убеждению, что личный состав офицеров нашего флота выиграл бы, если бы средний год выпуска в офицеры понизили приблизительно до 18 лет, а происшедшие от того недочеты в специальных теоретических познаниях преподавались в классах в офицерском звании.
Надо, чтобы каждый знал, что с выходом из школы учение не оканчивается и что всю свою службу офицер, не желающий итти назад, должен учиться и работать".
Что за чудная, могучая полифония мышления!...
https://www.facebook.com/alexandr.orliv/posts/502631873176428